Не подлежит сомнению то, что Мамаев курган, высящийся на приволжских равнинах с давних времён, имеет особое значение для людей. Учёные установили наличие под толщей холма реликтового разлома земной коры с исходящим оттуда излучением ,некоторым образом влияющим на человеческую психику. Положительный или отрицательный характер этого влияния, точно не установлено, но во всём этом есть какая-то доля мистики и некий скрытый смысл.
Святое место
Кто только не поднимался на этот холм. Курган являлся священным местом для проживавших здесь с 5-го века до нашей эры сарматских племён. На его вершине они проводили свои языческие обряды. По легенде, именно в землю этого холма был вогнан священный сарматский меч.
Ещё одно упоминание о значимости кургана переносит нас во времена завоевателя Тамерлана. Согласно преданию, взойдя на священный курган, хан увидел Богородицу со священным мечём в руках. Она повелела завоевателю убираться прочь с этих земель. Было хану видение или нет, но поход на Волгу был единственным незаконченным за всю историю военных дел Тамерлана.
Примечательна история персидского завоевателя царя Дария. С пятисоттысячным войском в 512 году до нашей эры он отправился в поход к междуречью Волги и Дона с целью расширить свои владения за счёт территории принадлежавшей скифам. Свои завоевательские цели он оправдывал девизом – «месть скифским племенам за нанесённые персам обиды». Скифы, племена которых были рассеяны по всей степи, стали отступать вглубь степи, выжигая за собой траву и зарывая колодцы. Впоследствии эту военную хитрость назовут «тактикой выжженной земли», не раз применяемой народами против завоевателей.
Неудачный поход Дария
Многочисленное войско Дария, не подозревая подвоха, последовало за скифами, ведя с собой слонов, лошадей, львов и верблюдов. В результате отсутствия корма для животных и особенно питьевой воды, армия царя вскоре была измотана и утомлена. Начались непредвиденные потери живой силы. В рядах воинов возникли роптания, и Дарий, дойдя до реки Оар (Волга), вынужден был остановиться. Авангард его армии разместился именно на холме, получившем впоследствии название Мамаева. Полководец решил применить тактику выжидания. Шло время, но скифы и не думали приближаться к хотя и уставшему, измотанному, но более многочисленному войску Дария. И даже не собирались вступать в открытый бой. Вместо этого они стали нападать на выдвигающиеся в степь в поисках продовольствия отряды изголодавшихся персидских воинов. Известны даже случаи победы скифов над конницей персов. Отчаявшись что-либо предпринять, Дарий приказал возвести вокруг холма громадные, защитные стены. Но и эти укрепления не спасли царское войско от губительных скифских вылазок. Объединившиеся в серьёзную силу, скифские племена вынудили персов бежать, оставляя за собой умерших от голода людей, животных, и даже драгоценный обоз. Несколько позже, в заметках о путешествии по Волге, известный греческий путешественник и философ Геродот упомянёт увиденные им на Мамаевом кургане остатки фортефикационных сооружений, оставленных персами.